Илья Переседов (peresedov) wrote,
Илья Переседов
peresedov

дела житейские

К сожалению, Андрей Борисович Зубов приболел и намеченная на сегодня запись не состоялась. А в Сети появилась стенограмма наших с ним вчерашних комментариев радио "Свобода" о возможном обретении Украинской Православной Церкви автокефалии:

Андрей Шарый: О проблеме единства православных церквей размышляет московский историк, профессор МГИМО Андрей Зубов.

Андрей Зубов: Само по себе празднование вполне понятно и оно приветствуется. Особенно хорошо, что это празднование происходит и в Москве, и в Киеве, и в Минске, то есть в трех столицах ныне независимых государств, возникших на территории России исторической и потом Советского Союза. Единство церковное было создано в России в XVIII веке, после того, как была Киевская митрополия, которая, кстати, подчинялась Константинополю, слита с Московским патриархатом, с Русским патриархатом, после присоединения Украины между XV и XVII веками. Украинская церковь, Киевская церковь была независима от Московской церкви. И вот болезненно воспринимают, как любое разделение, любое отпадение части какой-либо территории в Москве, что некоторые иерархи Русской церкви, очень даже значимые, влиятельные, говорят, что чуть ли не апокалипсические времена начинаются, если Украинская церковь отделится от Московского патриархата.

В свое время, много веков назад, сама Русская церковь также провозгласила себя автокефальной и провозгласила себя, надо сказать, не спросив разрешения матери церкви, то есть Константинопольского патриархата. Более 100 лет Московская русская церковь прибывала в отлучении от вселенского православия, от Константинопольского патриархата после этого. Сейчас никто не хочет повторения этого сюжета, этого сценария. Большинство православных на Украине - не все, но большинство - все-таки мечтают об автокефалии. Я думаю, что в исторической ближайшей перспективе автокефалия - неизбежный факт, вопрос только в том, когда это будет, через год или через пять лет.

Формально мало что изменится, потому что фактически она уже самостоятельная. В любом издании, которое делает Православная церковь Московского патриархата на Украине, там вы нигде не найдете ни одного слова о Московском патриархате, там будет все сказано, Украинская православная церковь.
Но в таком геополитическом церковном плане рухнет единство церковное.

Андрей Шарый: Московский историк Андрей Зубов. А сейчас в эфире Свободы религиовед, журналист и интернет-аналитик Илья Переседов.
По вашим оценкам, речь идет о канонической проблеме единства православных церквей или православной церкви или это политические игры?

Илья Переседов: С одной стороны, конечно, политический аспект здесь нельзя, так скажем, отрицать и, в общем-то, он играет первостепенную роль. С другой стороны, данное событие действительно входит в целую череду вполне традиционных или привычных канонических столкновений или даже, можно сказать, разборок между поместными церквями. В свое время, несколько веков назад, Русская православная церковь играла в такую же игру, обретая самостоятельность, сегодня этот путь проходит Украинская православная церковь. Конечно, никакой трагедии для мирового православия не происходит. С сожалением можно констатировать, что участники этой полемики - люди, сформировавшиеся внутри одного института советской церкви, носители одной культуры, бюрокративно-аппаратческой. Нельзя сказать, что какая-то из церквей выигрывает. Пока не получается надеяться, что Русская церковь или вновь появляющиеся церкви станут оплотом для зарождения какого-то нового православия, более интересного современному миру, более открыто идущего с ним на диалог. Вот этого ничего не происходит.


Андрей Шарый: Те, кто выступают за создание независимой автокефальной Украинской православной церкви, они, насколько я понимаю, руководствуются такой идеологической концепцией: одна сторона, одна нация, одно государство, одна церковь. Насколько это все соответствует как бы праву церковному и вообще праву на существование такой церкви? Это достаточный аргумент?

Илья Переседов: К сожалению, юридическая культура в православии, особенно русском православии или в православии, формировавшемся под влиянием русской стороны, слабо развита. В православии, которое мы знаем, нет того юридизма, который присутствует, например, в Католической церкви. Здесь говорить об оправданности тех или иных претензий очень и очень сложно. Потому что с позиции светского права придраться не получится. У нас каждое религиозное объединение может зарегистрировать свою самостоятельность, автономность, а что же касается церковной традиции оправданности претензий тех или иных епископов на то или иное мнение, здесь чаще всего уже по факту подобных разделений подводится та или иная основательная база. Если подобное разделение в веках укореняется, то и все его признают.

Так было в случае с Русской православной церковью, потому что мы благополучно существовали несколько веков, ощущая свою полную независимость, хотя Константинополь смотрел на эту независимость с очень и очень большим сомнением, что, например, аукнулось нам в начале XX века, когда был вновь избран патриарх Тихон и встал очередной вопрос, можно или нет считать это патриаршество.

Андрей Шарый: Православный мир пережил уже не один, действительно, вы правы, такой раскол. Когда развалилась Югославия, из-под юрисдикции Сербской православной церкви вышла часть клира в Македонии и Черногории, там существует теперь по две церкви, независимая и та часть, которая продолжает руководствоваться духовным заветом Сербской православной церкви. Похоже, что на Украине может произойти то же самое, поскольку весь клир и все прихожане, как кажется, не уйдут к Украинской православной церкви в том случае, если раскол произойдет.

Илья Переседов: Я бы все-таки, во-первых, поостерегся называть этот процесс расколом. Потому что раскол традиционно определяется как разделение внутри церкви по каким-то вопросам догматическим, касающимся церковной службы. Здесь все-таки у обеих сторон, насколько нам пока известно, друг к другу нет претензий ни в плане вероучения, ни в плане проведения обрядов. То есть мы имеем по большому счету две идентичные церкви, их расхождения касаются вопросов сугубо административно-политических. Да, скорее всего, на Украине появятся как минимум две заметных, так скажем, церкви. В общем-то, в той или иной степени эти силы присутствуют уже сейчас и сегодня, это, несомненно.

Андрей Шарый: А прихожанам есть разница какая-нибудь или нет?

Илья Переседов: Стоит вопрос о самих прихожанах, то есть, кого мы именуем прихожанами той или иной церкви. Есть люди, которые интегрированы в церковную культуру и вообще в систему церковных отношений, да, конечно, для них это принципиально. Для Украины эта ситуация стоит более остро. Потому что за всю историю 20 века многим и многим украинцам приходилось свою самоидентификацию увязывать напрямую с принадлежностью к той или иной религиозной группе, не обязательно православной. Достаточно вспомнить историю с Униатской церковью. Но все же людей, напрямую увязывающих себя с такой обрядовой стороной, на постсоветском пространстве очень и очень немного. А для так называемых захожан, людей, которые время от времени заходят в храм, чтобы там поставить свечу, справить тот или иной религиозный праздник, эта вся ситуация будет иметь значение только в том случае, если это разделение будет непрерывно получать ангажированность в каких-то политических отношениях.

Андрей Шарый: Кстати, а если такое разделение произойдет, то литургия в автокефальной Украинской православной церкви будет на украинском языке?

Илья Переседов: Сложно сказать. Полагаю, что да.


Оригинал: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/07/28/20080728211012763.html
Subscribe
promo peresedov june 10, 2015 14:55 85
Buy for 290 tokens
Мало кто знает, что в одном из ранних стихотворений Ахматовой спрятан детективный сюжет. Предлагаю обсудить его разгадку. Эта история должна особо заинтересовать поклонников сериала " Игра престолов" – ведь жертвой убийства стал никто иной, как беспечный и необузданный в своих сексуальных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments