Илья Переседов (peresedov) wrote,
Илья Переседов
peresedov

Categories:

мои институты

Если кто-то узнает этого светлого человека (посередине), не заглядывая под кат, тому от меня пожизненный мегареспект.
(реальные знакомые в конкурсе не участвуют).



Пореш Владимир Юрьевич - Православный диссидент. Родился в 1949 г. в Смоленске, позже переехал в Санкт-Петербург, отец - из давно обрусевших немцев. Друг и соратник А. Огородникова, будучи сотрудником библиотеки Академии Наук СССР в Ленинграде, сооснователь в 1976 г. известного Религиозно-Философского Семинара ("Семинара по проблемам религиозного возрождения в России", действовавшего в Москве с 1974 г.) и при нём религиозно-философского журнала "Община" (конец 70-х гг.). Интересна их первая встреча в 1973 году: Владимир Пореш стоял на Невском проспекте, бородатый, длинноволосый, в потрёпанных джинсах. К нему подошёл выглядящий точно так же Огородников и спросил его "в лоб": "Вы антисоветчик?" - "Да",- автоматически ответил Пореш. "Тогда можно у вас переночевать?"

Дом для собраний был куплен в складчину, основную сумму дали монахи Почаевского монастыря. Дом находился в Калининской области, теперь Тверской, на станции Редкино. На занятиях Семинара сформировалась своего рода община. Собирались люди не реже раза в месяц, приезжали из Минска, Смоленска, Витебска, Петербурга, Уфы, Москвы. "У нас было ощущение кипения жизни и ощущение, что вся Россия вместе с нами" (воспоминания участника Семинара А. Щипкова).

В заседаниях Семинара участвовали Татьяна Николаевна Щипкова, Валерий Борщёв, Сергей Ермолаев, Виктор Попков (оба тоже впоследствии сидели в тюрьме), Олег Охапкин, Лев Регельсон (вёл Семинар после ареста Огородникова) и др. Из Семинара вышли священнослужители: отец Виктор Савик, отец Николай Епишев, отец Борис Развеев, отец Виктор Райш, дьякон Владимир Бурцев, дьякон Владимир Соколов.

Когда Огородникова посадили, Пореш издал в Ленинграде третий номер "Общины", который был тут же арестован. И почти сразу же в 1979 г. был арестован и сам Пореш - по статье 70-й (антисоветская агитация и пропаганда). Посадил Пореша, а также ряд других диссидентов (Вячеслав Долинин (1982 г.), Ростислав Евдокимов (1982 г.), Гелий Донской (1983 г.), Дмитрий Аксельрод (1984 г.)) тогдашний следователь КГБ Виктор Васильевич Черкесов (род. в 1950 году в Ленинграде, в 1973 году окончил юрфак Ленинградского университета, в 1975 поступил на службу в КГБ). При перестройке и демократизации сделал головокружительную карьеру: с 1988 года - глава следственного отдела ленинградского КГБ, в 1992 году назначен начальником Санкт-петербургского управления МБР (Министерство безопасности России), а в 1998 году - первым заместителем директора ФСБ России. Являлся кандидатом на пост губернатора Санкт-Петербурга.

Н. Щаранский и др. сидельцы свидетельствуют о том, что в тюрьме Пореш проявлял замечательную твёрдость и вёл себя настолько достойно, что это вызывало глубокое уважение даже уголовников и изменило отношение к православию и вообще верующим у целого ряда безрелигиозных диссидентов. После двух лет тюрьмы КГБ начало возить его по Ленинграду, где по-прежнему жили его жена и двое детей. Ему говорили, что его сразу же, прямо здесь освободят, если он согласится выступить с покаянием по телевизору. В отличие от о. Д. Дудко, Пореш отказался.

Был освобожден из тюрьмы по горбачёвской амнистии только в 1986 году. В 1991 г. реабилитирован. В 1987-90 гг. член организованной о. Глебом Якунином инициативной группы "Церковь и перестройка" (вместе с о. Николаем Гайновым и о. Александром Борисовым, мирянами В. Антоновым, А. Бессмертным, Б. Борщёвым, В. Бурдюгом, Е. Пазухиным, В. Попковым, а также с впоследствии ставшими священниками Н. Балашовым и В. Зелинским).

В 90-е гг. организовал общество "Открытое христианство". В своих выступлениях Пореш высказывает мысли о том, что после Освенцима потерпели поражение все религии, в том числе и атеизм: в ХХ веке случилось так много страшных катастроф (Холокост, ГУЛАГ, мировые войны), что это поставило под сомнение все религиозно-этические системы. После катастрофы, произошедшей с человеком в ХХ веке, мы нуждаемся в смирении, в понимании, что мы не можем предписывать Истине, какой она должна быть. Она может находиться в самых неожиданных местах - в других религиях и даже в самом неверии [Пореш В., Для Церкви естественно быть не с сильными, а со слабыми 1997, с. 8].

Один из участников проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" (научный руководитель проекта - Сергей Филатов).

Информация Свято-Тихоновской группы, Вашингтон: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?5_5565

А еще он мой бывший преподаватель (в прошлом) и добрый знакомый (в настоящем). (И.П.)
Фото Анны Теремовой
Subscribe
promo peresedov июнь 10, 2015 14:55 85
Buy for 290 tokens
Мало кто знает, что в одном из ранних стихотворений Ахматовой спрятан детективный сюжет. Предлагаю обсудить его разгадку. Эта история должна особо заинтересовать поклонников сериала " Игра престолов" – ведь жертвой убийства стал никто иной, как беспечный и необузданный в своих сексуальных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments