Илья ([info]peresedov) wrote,
@ 2007-02-28 13:27:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Клюква от Лукьяненко
Ви будете смеяться, но я прочел "Ночной дозор". Не прошло и полгода.
Реакция:

Можно смириться с тем что Лукьяненко ([info]doctor_livsy) - фантаст, "пАтАмуШтА пишИт прА магАФФФ".
Можно закрыть глаза на то, что в его книгах характеры персонажей вышли из одной формочки для пельменей.
Но с тем, что он - писатель, согласиться крайне тяжело.

Писатель - тот, кто владеет языком и речью. Лукьяненко же, по всей видимости, изучал родную мову по халтурным переводам импортных попсовых книг. Все его романы напоминают именно такой перевод.

Приведу ряд цитат (комментарии мои):

"Краем глаза Егор увидел, как псы дернулись, потянули в подворотню - и в душе вспыхнула безумная надежда. Овчарки зарычали, но как-то неуверенно, с ненавистью и страхом одновременно". - В сказке Андерсена соловей поет о кладбищенском сумраке так сладко, что Смерть, оставив императора, спешит туда. В песне горьковского буревестника слышались одновременно "жажда бури, сила гнева, пламя страсти" и т.д. Лукьяненко продолжил этот ряд овчарками с глубокомысленными голосами.

"Я долго, с ожесточением, чистил зубы, потом не выдержал, совершил еще один поход на кухню, и глотнул ледяной водки из морозильника". - "Глотнуть водки из морозильника" - это такой образ, сближающий автора с читателем и добавляющий герою брутальности.

"Я сидел с закрытыми глазами, уже в третий раз за вечер слушая пятую симфонию Манфредини". - Не Дворжака какого-нибудь! Приятно знать, что в библиотеке Лукьяненко есть музыкальный энциклопедический словарь, который он, как минимум, однажды открывал.

"Преследовать вампиршу не было сил. Потянувшись, я снял слепок ауры - иссушенной, серой, затхлой. Найдем. Никуда теперь не денется. А где же мальчик?" - "А где же мальчик?" - это, очевидно, аллюзия к горьковскому "а был ли мальчик?". Ну а "иссушеную, затхлую ауру", уверен, оценят любители восточной кулинарии культуры.

"Мир стал немножко поярче. Я огляделся - квартира была уютная, и не особо загаженная порождениями сумеречного мира".  - NO COMMENTS!

"Он был мокрый как мышь". - Вероятно, в детстве на маленького Сергея сильное впечатление произвела сцена из "Алисы в стране чудес", в которой Алиса плывет через море слез вместе с мышью. Потом они сушились "бегом от Ня".  Если же у него мыши просто так ассоциируются с влагой, в этом есть что-то фрейдистское.

"Мы зашагали по утоптанной дорожке, обгоняя бредущих от супермаркета женщин с сумками". - NO COMMENTS!

"Аура ее пылала оранжевым, по шерсти стекали медленные, неторопливые искорки. Хвост размеренно стегал налево направо, правая передняя лапа размеренно царапала битум". - Все размеренно! Такой хитрый китайский болванчик получился. Но очень грозный!

"Медведь уже ушел. Я знаю, что он будет делать в своей квартире, в «берлоге». Пить неразбавленный спирт и читать стихи". - Очевидно, под звуки Манфредини!

Все эти шедевры взяты из первой части книги. Дальше я читал уже менее внимательно.

Что можно сказать? - По стилю Лукьяненко вписывается в калган комсомольских советских авторов. По раскрываемой идеологии, кстати, тоже.

Мне тут подсказывают, что я напрасно придираюсь к "мэтру", поскольку а) у Марининой еще хуже, б) он, возможно, вынужден так писать, чтобы ублажить читателей.

На мой взгляд, эти аргументы не имеют силы. Был язык у Алексея Толстого, был у братьев Стругацких. Лукьяненко, заимствующему у них сюжетные ходы, не мешало бы заодно поучиться и стилю. Для этого, правда, придется отказаться от установки "чукча - не читатель, а писатель". На гребне популярности сделать это не так просто.

UPD.
Придирки к "мышиной мокрости" снимаются. Такой фразеологизм действительно существует.


(94 comments) - (Post a new comment)


[info]bikefriendly
2007-02-28 10:34 am UTC (link)
ПРо мышь- это точно. Я помню, как читала давно, когда еще о фильме массы ни сном ни духом... И мне естественно припомнилась Алисина Мышь.

Мокрый как мышь.... Прогрузило.

(Reply to this) (Thread)


[info]zhaba_na_tanke
2007-02-28 11:10 am UTC (link)
про мышь.
странно, что это выражение вызвало такую реакцию, ибо сравнение "мокрый как мышь" часто встречается в речи сплошь и рядом, прислушайтесь. славное такое выраженьице, экспрессивное :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]bikefriendly, 2007-02-28 11:14 am UTC (Expand)

[info]huishko
2007-02-28 10:39 am UTC (link)
Будете смеяться, но я "Ночной дозор" не прочел и не собираюсь. Мне хватило одного произведения данного автора под названием "Лабиринт отражений" или как-то так.

Да и хрен с ним.

(Reply to this) (Thread)


[info]olya_n
2007-03-01 11:33 am UTC (link)
я не защищаю "Дозоры", но, когда прочитала после них "Лабиринт отражений", перекрестилась. Потому что если бы по этой книге составила себе впечатление о Лукьяненко, было бы страшно.

(Reply to this) (Parent)


[info]yan_ka
2007-02-28 10:41 am UTC (link)
Спорить не приходится: всё так. А как по мне, так искра божия у Лукьяненко есть. Просто нельзя писать 2-3 хороших романа в год. Стругацкие в застойные времена зарабатывали на жизнь не литературой, потому и писали от души. И результат налицо. А когда на стыке эпох надо было решать, работать ли врачом за 20 долларов в месяц и творить от души по выходным или писать полу-халтуру за большие деньги, тут ясно, что выбрать.

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 11:41 am UTC (link)
Простите, уточню.

"Искра божия" что в данном случае значит?

Что он небесталанен как рассказчик?
Или что своими книгами, как может, исполняет некую святую миссию?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]yan_ka, 2007-02-28 01:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 01:48 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]yan_ka, 2007-02-28 01:55 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ahineya_nino, 2007-03-01 07:00 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-03-01 07:43 am UTC (Expand)

[info]tozhe_kot
2007-02-28 10:47 am UTC (link)
эта писанина еще и абсолютно безнравственна, никакой разницы между добром и злом и некая высшая инстанция над обоими...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]peresedov
2007-02-28 03:53 pm UTC (link)
Ну безнравственная, с этим еще хоть можно было бы смириться, заподозрив личностный выбор автора.
Но тотальное отсутствие стиля заставляет видеть за этой безнравственную элементарную всеядность.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]tozhe_kot, 2007-02-28 07:02 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 07:32 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]tozhe_kot, 2007-02-28 07:34 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-03-01 07:51 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]true_kaa, 2007-02-28 07:06 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]tozhe_kot, 2007-02-28 07:09 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]true_kaa, 2007-03-01 06:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]tozhe_kot, 2007-03-01 08:16 pm UTC (Expand)

[info]alvianta
2007-02-28 10:50 am UTC (link)
можно упрекнуть меня в непатриотизме, но я уже пару лет перестала читать россикйскую литературу мукулатуру и смотреть российское кино, потому что это мне напоминает анекдот как "мыши плакали, плевались, но все равно продолжали гзызть кактус"

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 12:21 pm UTC (link)
Со мной не тот случай.
Я сам сталкиваюсь с ней минимально, но с основными "шедеврами" приходится знакомиться, чтобы быть "в теме": я же работаю со студентами.

(Reply to this) (Parent)


[info]__lorenza__
2007-02-28 10:57 am UTC (link)
На меня гораздо большее впечатление произвели повторение автором одинаковых слов в пределах нескольки абзацев. Этого у него очень много. Первый раз читала автора в юности, понравилось. Перечитала после просмотра Ночного дозора, ужаснулась языку - перед Лукьяненко был Эко :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chuverin
2007-02-28 11:13 am UTC (link)
Друзья!
Вы слишком многого требуете от фантаста. Что бы он еще и был писателем? А вы можете назвать хотя бы одного - русского или иностранного - создателя подобных произведений, которого можно назвать писателем? Нет! Этот род литературы создается совсем не для того, чтобы наслаждаться языком, стилем, образами, тропами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]mackuz, 2007-02-28 11:36 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]chuverin, 2007-02-28 03:01 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 03:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ermite_17, 2007-02-28 03:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 03:18 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ermite_17, 2007-02-28 03:47 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 04:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ermite_17, 2007-02-28 04:16 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 04:26 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]mackuz, 2007-02-28 06:41 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]mackuz, 2007-02-28 06:43 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]aid77, 2007-02-28 07:27 pm UTC (Expand)

[info]i_p_2008
2007-02-28 11:12 am UTC (link)
)))

Года 3 назад работ на одной фирме.
У соседей фирмы (какой-то там консалтинг) был обыск.
Меня загребли понятым. "На полчасика".

Когды я увидел, что их работа в скачивании всех данных с серваков, я понял домой не попаду.
Слава богу у ихнего админа была книжка. Все Дозоры в одном флаконе.
Делать нечего - прочитал. Мукулатура.
1. Если из этих книг вырезать слова "светлый" и "тёмный", то они станут меньше на 20%.
2. Любимая моя цитата: (по-памяти) Прикол! Даже не помню имени главного героя! - Я Светлый! И значит я должен боротся за дело света! И это во время "нормальной" беседы.)))

(Reply to this)


[info]fkruk
2007-02-28 11:34 am UTC (link)
Упрек насчет "размеренного" справедлив. Действительно, корябисто звучит. А что такого нехорошего в остальных? Особенно про мокрую мышь непонятно. Это же распространенное идиоматическое выражение.

(Reply to this) (Thread)

поправка
[info]peresedov
2007-02-28 03:08 pm UTC (link)
Не существует такого идеоматического выражения.

Есть распространенный образ "как мокрая мышь", достаточно яркий, кстати.
"Мокрый, как мышь" - это оксюморон.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: поправка - [info]fkruk, 2007-02-28 03:39 pm UTC (Expand)
Re: поправка - [info]peresedov, 2007-02-28 05:34 pm UTC (Expand)
Re: поправка - [info]true_kaa, 2007-02-28 07:13 pm UTC (Expand)
Re: поправка - [info]peresedov, 2007-02-28 07:16 pm UTC (Expand)
Re: поправка - [info]true_kaa, 2007-03-01 06:47 pm UTC (Expand)
Re: поправка - [info]nikom, 2007-02-28 07:50 pm UTC (Expand)
Re: поправка - [info]peresedov, 2007-02-28 07:55 pm UTC (Expand)

[info]ivanov_petrov
2007-02-28 11:36 am UTC (link)
если есть желание разбираться с этим писателем... Мне очень помогло знакомство с его ранними, еще советскими вещами. когда он был "писателем для подростков". По крайней мере, после этого я стал примерно понимать. как у него что было и как дошел до жизни такой. Но не уверен. что Вам оно надо

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 11:39 am UTC (link)
Так значит отсылка к советской молодежной литературе вполне справедлива.
Нет, разбираться особого желания нет, но буду благодарен, если вы в двух словах сформулируете свой итоговый вывод.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]ivanov_petrov, 2007-02-28 12:22 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 12:43 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ivanov_petrov, 2007-02-28 01:20 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 01:25 pm UTC (Expand)
(скалясь) - [info]aid77, 2007-02-28 07:03 pm UTC (Expand)
Re: (скалясь) - [info]peresedov, 2007-02-28 07:09 pm UTC (Expand)
Re: (скалясь) - [info]aid77, 2007-02-28 07:21 pm UTC (Expand)

[info]eva2222
2007-02-28 11:45 am UTC (link)
Посмеялсо))))

(Reply to this) (Thread)


[info]ta_samaja
2007-03-01 04:51 pm UTC (link)
над Лукьяненко или автором поста? ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]eva2222, 2007-03-02 10:58 am UTC (Expand)

[info]frau_anderson
2007-02-28 01:48 pm UTC (link)
АААААА! Ни-ма-гу!
Ругают Вас, говорите?

Правильно Вы ругаете Лукьяненко. А фильм еще смешнее, думаю.
Книгу читать не читала и читать не буду - с меня хватило фильма.
Я не люблю тратить время на то, что ниже критики

"пАтАмуШтА пишИт прА магАФФФ".
***
:-)))
Патамушта эта крутое определение!

Аргумент - "Маринина пишет еще хуже" - надо высечь в мраморе метровыми буквами и поставить на Красной Площади.
Пусть весь мир повеселится.
Чем успокаиваемся?
Помойкой?

мыши просто так ассоциируются с влагой, в этом есть что-то фрейдистское
(с)
АААААА! Ни магу!
Мокрые мыши - это вам не хухры-мухры!
Это серьезно!

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 08:37 pm UTC (link)
=)

http://community.livejournal.com/pishu_pravilno/2537271.html

(Reply to this) (Parent)


[info]blackshaman
2007-02-28 05:52 pm UTC (link)
Люблю Стругацких. Обожаю Бредбери.

Буду лия читать Лу...? Да никогда! Я не враг своей голове и порядку в ней.

(Reply to this)


[info]olique
2007-02-28 06:26 pm UTC (link)
Приветик!
А мне нравится читать Лукьяненко! :Р (собственно "Дозоры" так-себе :) Возможно он и не гений литературного языка, но. Он создает простые и понятные образы, пишет простым живым языком, который в то же время не загажен до омерзения словами-паразитами. Я люблю читать и создавать для себя "картинки" происходящего. При прочтении некоторых вышеназванных авторов у меня возникают проблемы с восприятием прочитанного.
Те же, уже упомянутые, женщины с сумками - простой и повседневный образ, конечно не верх литературного творчества, но и не полный отстой :)
Фразу "мокрый как мышь" я знала и употребляла всегда, с детства. :)

(Reply to this)


[info]aid77
2007-02-28 06:58 pm UTC (link)
Вспомнилось бессмертное: "...Нет, Петька, не смогу. Языками не владею" и подумалось - а может и хорошо, что не владеет. А то, не ровён час, "в мировом маштабе" такое...

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 08:28 pm UTC (link)
Уже: http://doctor-livsy.livejournal.com/205310.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(поджимая лапы) - [info]aid77, 2007-02-28 08:40 pm UTC (Expand)

[info]bogdan_msk
2007-02-28 07:06 pm UTC (link)
безусловно, лукьяненко может нравиться или не нравиться - вопрос вкуса, культуры, настроения, в конце концов.
но то, что Вы предложили в этом посте в качестве "аргументов", - действительно не более, чем придирки, по своему уровню, мягко говоря, не превосходящие их объект.

(Reply to this) (Thread)


[info]l_ionella
2007-02-28 08:15 pm UTC (link)
+1
... и дающие чёткое представления об уровне выискавшего это человека, мягко говоря.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]peresedov, 2007-02-28 08:25 pm UTC (Expand)

[info]hryamzik
2007-02-28 09:12 pm UTC (link)
Хотел примерно тоже написать, но раз уж есть такое мнение, то
+2

Очень необычно видеть ТУТ такую критику. =(

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 09:14 pm UTC (link)
=)

Это не местные.
Кстати, выражение "мокрый как мышь", действительно, существует.
Здесь Лукьяненко чист.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]hryamzik, 2007-03-01 02:32 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-03-01 07:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]hryamzik, 2007-03-02 01:19 am UTC (Expand)
Зря вы так..
[info]zhirnov
2007-02-28 09:30 pm UTC (link)
Нельзя анализировать автора по одной книге..В этой жизни каждый зарабатывает так как умеет, я думаю у каждого автора есть пара тройка "комерческих" боевичков, написнных просто для того чтобы выжить и написать что-то стоящее. "Дозоры" были вообще плохо восприняты поклонниками Лукьяненко, они были расчитаны на массового читателя и пипл, так сказать схавал. Но в остальном у него потрясающие книги : "Спектр", "Фальшивые зеркала", "Черновик" наконец!
Тот же "Лабиринт отражений" конечно не шедевр, но продолжение в виде "Фальшивые зеркала" и "Прозрачные витражи" по-моему очень и очень достойные (неужели финал в "зеркалах" никого не тронул? )

(Reply to this) (Thread)(Expand)

Re: Зря вы так..
[info]peresedov
2007-02-28 09:35 pm UTC (link)
Да, я слышал, что поклонники не сразу приняли Дозор.
"Лабиринт отражений" читал, лучше чем "Дозор", но тоже мало впечатлило.
Про перечисленные вами слышу впервые.
Они и правда хороши?

(Reply to this) (Parent)

Re: Зря вы так.. - [info]zhirnov, 2007-03-01 01:52 pm UTC (Expand)
Re: Зря вы так.. - [info]peresedov, 2007-03-01 05:53 pm UTC (Expand)
Re: Зря вы так.. - [info]zhirnov, 2007-03-01 07:31 pm UTC (Expand)

[info]froda_breink
2007-02-28 10:21 pm UTC (link)
ох, дался вам лукьяненко? не нравится - не читайте ;)
вы что, всерьез думаете, что обличая зло вы увеличиваете количество добра в мире? ;) so, go on ;)
а в стиль он в какой надо, в такой и вписывается. постмодернист ибо. :))

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-02-28 10:24 pm UTC (link)
Да ладно вам!
Неужели пост оставил ощущение филиппики или анафемы? :)

А на счет постмодернизма...Эко - постмодернист, Борхес, Джойс, но никак не Лукьяненко.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]froda_breink, 2007-03-01 11:15 am UTC (Expand)

[info]another_flash
2007-03-01 09:45 am UTC (link)
Извините, что вмешиваюсь.
Вы не читали Юрия Никитина, роман "Великий маг"? Фактически, эта книга - ответ Вам по всем пунктам.

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-03-01 09:49 am UTC (link)
Совершенно не вмешиваетесь.

К сожалению (к счастью?) не читал.
А в чем ответ?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]another_flash, 2007-03-01 09:57 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]peresedov, 2007-03-01 10:02 am UTC (Expand)

[info]webkisha
2007-03-01 10:30 am UTC (link)
ИМХО, вы просто придираетесь.
Неужели так интересно искать недостатки?
А потом хвастаться: "Ой, а посмотрите, сколько я ляпов нашел, какой я умненький и внимательный!"
Недостатки можно найти в чем угодно.

(Reply to this)


[info]pilum
2007-03-01 12:44 pm UTC (link)
Не позорьте себя тупыми придирками. Дело не в "мэтровости/немэтровости" Лукьяненко, просто читать ваш пост скучно и не смешно.

(Reply to this)


[info]catus_ferus
2007-03-01 01:09 pm UTC (link)
Сетовать на отсутствие высокого стиля в творчестве СЛ? А зачем? Эти книжки, призваны давать отдых голове. Не станете же вы искать или сетовать на отсутсвие высокого языка, глубокого смысла, филосовских изысков и прочее, в детских сказках, детективах, например? И зря вы сравниваете книги СЛ и Стругацких. Некорректное сравнение. Люди писали в разное время, для разных читателей. Когда книги подцензурны, невольно задумывешься о качестве языка и выразительных средствах, иносказаниях. Подумайте и о жизненном опыте Стугацких(уже Стругацкого)и СЛ (38 ему). Я счаслив, что мой русский - родной. И что жил такой писатель - Булгаков, к слову. Но и СЛ пусть будет. Для сегоднешнего дня, как и для своего жанра он вполне неплох.

(Reply to this) (Thread)


[info]peresedov
2007-03-01 05:55 pm UTC (link)
"книжки, призваны давать отдых голове".

Вы дали очень точное определение.
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)

Искренне сочувствую специалистам
[info]doctor_abc
2007-03-01 03:19 pm UTC (link)
Все больше убеждаюсь, что художественную литературу нужно читать бегло, не цепляясь за детали. Цикл Дозоров у меня лично оставил вполне приятное впечатление, будучи прочитан таким образом. Уверен, что отдельная книга мне бы не понравилась.

"С тех пор я от всего сердца жалею докторов. Что для врача нежный румянец на щеках красавицы - как не "рябь", играющая над смертельным недугом? Разве он не видит за внешней прелестью признаков тайного разложения? Да и видит ли он вообще эту прелесть? Не разглядывает ли он красавицу с узко профессиональной точки зрения, мысленно комментируя болезненные симптомы?
И не раздумывает ли он иногда о том, выиграл ли он, или проиграл, изучив свою профессию?" Марк Твен "Старые времена на Миссисиппи"

(Reply to this) (Thread)

Re: Искренне сочувствую специалистам
[info]peresedov
2007-03-01 05:54 pm UTC (link)
+1

Очень удачный пример :)

(Reply to this) (Parent)


[info]nofuture_33
2007-03-05 04:58 pm UTC (link)
Настолько странные придирки, что напрашивается вывод о том, что Вас беспокоит нахождение ЖЖ господина Лукьяненко в первой десятке топ-списка, а Вашего - в начале второй сотни :)

http://blog.yandex.ru/top/?username=peresedov

vs

http://blog.yandex.ru/top/?username=doctor_livsy

(Reply to this)


(94 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…